В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования. Для чего нам нужен детский сад? Это чрезвычайно существенный вопрос, означающий, что у нас возникла необходимость определить своё место и своё предназначение.
Инновации в содержании образования:
· адаптация и внедрение новых авторских, дополнительных программ;
· разработка и реализация собственных парциальных программ и педагогических технологий;
· организация дополнительных образовательных услуг.
Работа по каждому из инновационных направлений осуществляется в четыре основных шага:
1. Поиск новых идей:
— создание информационного фонда путем сбора и анализа информации;
— выявление инновационных потребностей МДОУ;
2. Формирование нововведения:
— формулирование идей и возможностей инновационных ДОУ, планирование этапов работы;
— апробирование инновационных идей с участием «опережающей группы» педагогических коллективов МДОУ;
— подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы ее реализации;
— разработка нормативно-правовой базы инновационной деятельности.
3. Реализация нововведения:
— обучение инновационным технологиям всех педагогических коллективов МДОУ района;
— мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности;
— исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов.
4. Закрепление новшества:
— разработка презентационных материалов;
— распространение опыта работы на районном, региональном и российском уровнях.
Осуществление инновационной деятельности в детском саду гарантирует высокие результаты работы с детьми. Использование нетрадиционных приемов и видов образовательной деятельности с детьми, новых методов и форм организации воспитания и обучения детей, современных образовательных технологий позволяет добиться того, чтобы обеспечить личностную и профессиональную самореализацию педагогов, а также саморазвитие личности воспитанников.
В заключение, хотелось бы с уверенностью сказать о том, что образовательную деятельность современного педагога можно сравнить со строительством дома.Фундаментом, которого является сам воспитатель. Стены дома – это созданная им образовательная среда из блоков: РППС, характера взаимодействия ребенка с миром, система взаимодействия с миром и самим собой. И на этом держится активность, творчество, созидание самого ребёнка. А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются инновационные формы организации деятельности дошкольников. Именно окна помогают, увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования.
В 2024 году детскому саду присвоен статус федеральной сетевой инновационной площадки по теме:"МИР ГОЛОВОЛОМОК"смарт-тренинг для дошкольников АНО ДПО НИИ дошкольного образования "Воспитатель России".
Ирина Ивановна Казунина – научный руководитель инновационной площадки «МИР ГОЛОВОЛОМОК» для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОО и семьи». Заместитель руководителя федерального экспертного совета Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России», руководитель методической службы АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», Отличник народного просвещения РСФСР, соавтор комплексной образовательной программы «Теремок» и образовательного модуля «Мультстудия» в программе STEM-образование, автор многочисленных публикаций, методического и экспертного сопровождения игр и игрушек, технологии смарт-тренинг для дошкольников, г. Москва.